Diablo.Как всё начиналось
Ну что ж… Последние 13 лет это маленькое скромное удовольствие доступно каждому, кто умеет держать в руке компьютерную мышь и управляться с клавиатурой. Великая и несравненная Blizzard уже сделала все за нас: создала прекрасный, но мрачный и немного пугающий мир, населила его милыми приветливыми людьми и ужасными монстрами, рассыпала и разложила по всем углам груды золота и артефактов, и, конечно — все ради вашего удовольствия! — спрятала в глубоких катакомбах целый выводок Властителей Тьмы. Вам остается только выбрать себе альтер эго — длинноволосая блондинка-лучница? смуглый коренастый маг? а может быть, мускулистый воин-паладин? — и отправиться на поиски приключений.
Выпустив в 1997 году Diablo, компания Blizzard сделала беспроигрышную ставку на два вечных человеческих порока: тщеславие и лень. Теперь можно стать спасителем мира, не просто не вставая из кресла, но едва шевельнув пальцем! Понятный интерфейс, управление одной кнопкой мыши (к клавиатуре можно даже не прикасаться), несложные задания, наглядная карта — и простенькая, лишенная всяких ухищрений история, приправленная длинными речами неигровых персонажей и текстами старинных книг.
На землю выбралось Зло. И возжелало поработить Мир. Впрочем, это самое обычное желание нормального Мирового Зла… И тут появляетесь вы — в сверкающих доспехах, с оружием наперевес, и все демоны разбегаются перед вами в ужасе! А кто не успевает разбежаться — рушится на пол в виде неаппетитных лужиц желтой крови, кучек розоватых костей и комков тряпья. Ну а вы — а что вы? — вы собираете россыпи золота и получаете россыпи благодарностей от жителей Тристрама. Просто и элегантно. Усилий не требует, разве что определенной сноровки.
Шестнадцать уровней — вполне достаточно, чтобы пощекотать свое самолюбие, порубив в капусту полчища монстров, но маловато, чтобы устать от однообразного щелканья мышкой. Впрочем, разработчики и тут постарались: каждые три-четыре уровня кардинально меняется обстановка, для каждой игры карты отрисовываются заново, наборы артефактов и часть заданий выпадает в произвольном комплекте. Неизменной остается только деревня Тристрам с ее жителями — и под конец игры начинаешь себя чувствовать уроженцем этих мест, никак не меньше.
Особой благодарности заслуживает композитор Мэтт Ольмин (Matt Uelmen), создавший фантастической красоты мелодию, сопровождающую игрока в Тристраме и ставшую неотъемлемой частью игры. Tristram theme стала одной из ключевых составляющих той волшебной атмосферы, которой обладает старая добрая Diablo.
По сей день вызывает восхищение тот факт, что Diablo, имея достаточно примитивную графику и незатейливый сюжет, оказалась настолько обаятельной (если это слово применимо к компьютерной игре), что спустя тринадцать лет остается одной их самых любимых компьютерных игр.
Через год Blizzard решили порадовать поклонников расширением к Diablo, ставшей на тот момент уже легендой, и выпустили Hellfire. Однако «Адово пламя» быстро акклиматизировалось и стало самостоятельной игрой. Разработчики очень аккуратно устранили ошибки, ввели в сюжет нового персонажа — монаха, добавили пару секретных уровней и несколько заданий, но при этом сохранили в неприкосновенности первоначальный дух Diablo.
К вящему сожалению любителей нечестной игры, клонировать деньги и предметы стало нельзя. Но любезные создатели и тут позаботились о бедных джентльменах кофе и офисного кресла — все для вас! — и дополнительные уровни превратили буквально в банковские сейфы, наполненные под завязку магическим оружием, редкими доспехами и, конечно, золотом.
В целом же прохождение Hellfire мало чем отличается от прохождения оригинальной версии. Те же монстры, те же трудности, тот же ужасающий финал: Камень души Темного Лорда переселяется на новое место жительства — в лоб своего нового владельца. В лоб Победителя. Иными словами — в ваш.
Во время финального ролика (аниматоры в Blizzard, что ни говори, всегда на высоте) поневоле облегченно выдыхаешь: уф-ф-ф, слава богам, он — это все-таки не я…
Что это, Бэрримор?
Выпустив Diablo II, Blizzard наверняка хотели как лучше. Получилось же… ну, как всегда. Не хорошая игра, а просто коммерческий проект. Пытаясь угодить всем, выполнить все пожелания сферического игрока в вакууме, Blizzard в итоге выпустили в свет монстрика-уродца, напоминающего своего старшего брата лишь названием да ракурсом игры. Долгожданное продолжение легенды разочаровало поклонников и надолго придало ее названию негативный оттенок.
Мало того, что вместо заявленной 3D-графики нам подсунули нечто, больше напоминающее попытки младенца нарисовать копию с картины Ван Гога. Мало того, что напрочь потерялась вся волшебная атмосфера. Мало того, что сюжет не претерпел никаких изменений — те же хождения по бесчисленным лабиринтам с целью найти и уничтожить. Но теперь вы стали не Победителем, а просто — Хозяином, который походя раздает по ушам непослушным мелким вассалам. Вся игра изначально уже принадлежит вам. Монстры настолько слабы, что впадают в глубокую кому при одном вашем приближении. Количество драгоценных камней в несколько раз превышает массу всей планеты. А экономика мира вообще непонятно, на чем держится, учитывая количество золотых монет, отсчитываемых вам торговцами.
Вы — герой. Изначально. Безоговорочно. Бесперспективно.
Вы не можете умереть, вы не можете потерять вещи, вы не можете разориться, вы не можете проиграть. Ни при каких обстоятельствах.
Если разоритесь — при следующей перезагрузке прямо к стенам города вам подадут свежее рагу из состоятельных и неплохо экипированных монстров, которые будут счастливы отдать свои жизни ради вашего благополучия.
Если потеряете вещи — стоит несколько раз выйти из города и зайти обратно, и у торговцев обязательно найдутся для вас новенькие артефакты — еще лучше прежних. Причем у некоторых торгашей можно найти даже редкие, уникальные и наборные вещи, удел которых — тихо дожидаться своего звездного часа в каком-нибудь запертом сундуке в дальнем углу темного подземелья.
Если вы умрете… Добрый дух Blizzard перенесет вашу покойную тушку в город и уложит на самом видном месте — прямо у сундука. Подходи, забирай.
И вот вы идете — варвар, лучница, паладин, некромант или волшебница — по бесконечным равнинам-болотам-подземельям, вас уже тошнит от напитка маны и собственного могущества, а в рюкзаке очередной артефакт, и до Дьябло еще как до луны… И только одно удерживает вас от желания бросить это гиблое дело и заняться чем-то более содержательным. Разработчики Diablo II позаботились о вашей мотивации, сыграв на ваших самых чистых и искренних чувствах. И, черт побери, у них это отлично получилось!
Потому что самое светлое чувство в душе любого поклонника Diablo — это любовь к первой версии. И увидеть разрушенный Тристрам, пройтись между разоренных и сожженных домов, споткнуться о труп несчастного жадины Вирта… В конце концов, собственноручно убить кузнеца Грисвольда… Для человека, просидевшего в Hellfire не один месяц, это почти невыносимо. Дальнейшее прохождение Diablo II превращается в вашу личную вендетту этому новому, незнакомому, чуждому вам миру. За лекаря Пепина, за трактирщицу Джиллиан, за фермера Лестера и ведьму Адрию…
И за то, что вместо полюбившейся Tristram theme вам приходится слушать бог знает что, — тоже.
Впрочем, у Diablo II есть одно неоспоримое достоинство. Надо отдать должное разработчикам игры — battle.net они создали идеальный. Перекрыли все возможные лазейки для обмана, исправили все ошибки, продумали все ходы. В итоге получился довольно качественный сетевой продукт, который весьма хорошо идет в теплой компании вечером после работы.
Это интересно: за тринадцать лет существования Diablo превратилась в самостоятельный бренд. Сейчас под логотипом Diablo выпускаются не только футболки и сувениры, но и книги, написанные по мотивам игры.
Если друг оказался вдруг…
Спустя год (Blizzard блюдет традиции) появилась новая версия игры: Diablo — Lord of Destruction. Пятый город — холодный, мрачный, больше похожий на иллюстрацию к «зимним» романам Урсулы ле Гуин. Два новых персонажа — друид, повелевающий силами природы, и ассасин, девушка-убийца, виртуозно владеющая разнообразным холодным оружием. Шесть новых заданий, улучшенная графика, множество новых артефактов и — наконец! — возможность экипировать своего наемника. Теперь не приходится каждый раз с досадой покупать нового спутника, зато в игре обретаешь фактически нового друга — молчаливого, верного и готового отдать за тебя жизнь. Через десяток уровней начинаешь инстинктивно прикрывать его собственной спиной и заботливо подбирать ему новые доспехи — а как же, чай, не чужой! О самом герое разработчики тоже позаботились — и предоставили чудесную возможность носить сразу два комплекта оружия и доспехов. Теперь в бою стало легко менять одно оружие на другое, но вместе с тем снималась опасность «сгорающего» поврежденного оружия. Шанс остаться с оравой монстров один на один свелся практически к нулю.
Так, сделав доброе дело, Blizzard снова сделал уступку героям кофейной чашки и компьютерного кресла.
Однако, несмотря на все нововведения и улучшения, Lord of Destruction так и не смог восстановить былую славу Diablo, хотя в самостоятельную игру, по традиции, выродился.
Будем действовать от противного. От очень противного…
Нет, такой финал для легенды не подходит. Наша русская душа не смогла примириться с суровой правдой жизни. Поэтому, как полагается в сериалах, анекдотах и народных байках, на помощь американцам пришли русские. Разработчики. И разработали сразу две отличных модификации — Resurrection и The Grapes of Wrath. Модификации оказались настолько успешными, что затмили провал оригинальной версии и надолго захватили власть над умами поклонников игры.
Слишком просто? Отлично! Вот вам рюкзак, вот Хорадрический Куб, больше, простите, ничего не полагается. А теперь — вперед! — добывать голыми руками деньги, оружие и амуницию. Монстры, так и быть, подождут вас убивать. Пару бесполезных редких вещиц на продажу тоже подкинут. Дыхание ровнее, вам придется бегать минут тридцать реального времени, прежде чем найдется достаточное количество материального обеспечения вашей безопасности.
Слишком много вещей? Не проблема. Вот вам еще. И еще. И магических прибамбасов. И огромный рюкзак. И возможность складывать бутылочки в одну ячейку. А теперь попробуйте не лопнуть от жадности, пытаясь выбрать между отличными доспехами и великолепными.
Хозяин? Ну-ну. Вот вам монстров с пятнадцатого уровня — на третьем. Да, они уважают вашу юность и не будут драться, как у себя дома. Но расставаться со своими жизнями и своим добром в их планы не входит точно так же, как и в ваши, так что попотеть придется изрядно.
Ну и чтобы окончательно превратить вашу жизнь в ночной кошмар — пусть все ходы ведут не туда и не так, как было в оригинале. После того как вы третий раз из разных мест попадете в Логово Личинок — поймете, где раки зимуют и почем фунт лиха в голодный год.
Геройствовать не получится, игра превратилось в то, чем и должна была стать изначально, — в хороший, качественный ролевой боевик.
Вот здесь наконец появляется возможность потешить чувство собственной важности, а заодно и выместить на бедных монстрах всю злость за разрушенный Тристрам и полную разочарований оригинальную версию.
Русским разработчикам удалось то, что не смогли сделать Blizzard: создать целостную, изящную и гармоничную игру и при этом восстановить испорченное реноме Diablo II.
И жили они долго и счастливо?
На дворе 2009 год. Девять лет Blizzard разрабатывает принципиально новую концепцию Diablo III. Девять лет мир, затаившись, ждет результата. Blizzard не спешит. Зачем? Вот вам пока для развлечения World of Warcraft, наслаждайтесь.
На официальном сайте Blizzard.com периодически выкладываются новые материалы, имеющие отношение к создаваемой игре, но чуда пока не происходит.
Судя по всему, под видом Diablo III нам будет предложена компиляция из движка World of Warcraft и идеи Diablo. Характерные персонажи, узнаваемые пейзажи и интерьеры, однотипные эффекты. Только вот останется ли в новом детище Blizzard хоть малая частичка того обаяния, каким обладала первая версия игры?
Делайте ваши ставки, господа!
Недавние комментарии