«Муха»
Давайте понастольгируем о ужасах, драмах тех лет.В начале 90-х годов продюсер Кип Оман и сценарист Чарльз Пог задумали снять remake «Мухи» 1958 года — экранизации фантастического рассказа Джорджа Ланджелена. Гениальный ученый построил дезинтегратор-интегратор (фактически это означало убийство телепортируемого с последующим воссозданием его моллекул и точной копии) и попытался им воспользоваться, но в камеру дезинтеграции по чистой случайности попала муха. В оригинальном фильме он был «собран» заново, но с лапой и головой мухи. Соответственно, муха получила человеческую голову и руку. Попытки поймать ее для проведения обратного процесса не увенчались успехом
В середине 20 века значение слова «генетика» понимали только ученые и лабораторные мыши и кролики (последние впрочем полностью на себе). Однако в начале 90-х снимать фильм о человеке с головой мухи можно было только в жанре комедии и то врядли бы фильм удался. По иронии судьбы, продюсером картины стал известный комик Мэл Брукс. Он намеревался сделать как можно более серьезный триллер и скрывал факт своего участия в проекте до самой его премьеры, чтобы зрители отнеслись к фильму достойным образом.
Режиссерское кресло сразу предложили Кроненбергу, но Дэвид в тот момент работал над «Вспомнить все». В лямку «Мухи» пришлось впрячься новичку Роберту Бирману. Однако и здесь последовала неудача: дочь Бирмана трагически погибла в Южной Африке, и режиссер отказался снимать столь мрачный фильм.
К счастью, Кроненберг уступил руководство «Вспомнить все» Полу Верховену и согласился взяться за «Муху» при условии, что ему позволят написать новый сценарий, придав ему фирменную «физиологическую» направленность. Классическая научно-фантастическая драма превратилась в патолого-романтический ужастик с «кукольными», но очень убедительными спецэффектами, созданными дизайнерами «Гремлинов».
История превращения ученого, случайно смешавшего своё ДНК с ДНК мухи, в жуткого монстра, получила «Оскара» в номинации «лучший грим». Позже Кроненберг признался, что он хотел сделать трагедию в духе истории горбуна из Нотр-Дама, проведя своеобразное исследование процесса деформации человеческого тела (режиссер почему-то считал превращение в Муху аллегорией естественного старения) и уделяя пристальное внимание самым отвратительным деталям.
Механизм превращения был явлен столь убедительно, что гример картины, Крис Уэлас, получил «Оскара» (впоследствии он уже самостоятельно снял «Муху-2», которая стала отличным свидетельством того, что каждый профессионал должен заниматься своим делом). На пол опадают уши, на клавиатуру компьютера сыпятся зубы, при нажатии на ноготь указательного пальца в мутное зеркало в ванной комнате бьет струйка желто-серого гноя. Очень хороша игра Джеффа Голдблюма! За жестами, повадками его героя, в которых постепенно остается все меньше человеческого, наблюдаешь с неподдельным интересом. Неслучайно ученый носит имя египетского бога — «Сет». Покровитель пустыни и чужеземцев, в котором положительные качества боролись с темным, злым началом, но неизменно проигрывали. В общем-то, есть что трагическое в образе Брандла. Гениальный ученый-энтузиаст, как и все гении бывший не от мира сего, т.е. по сути чужеземец, становится жертвой собственных научных изысканий. А потом, следуя одним лишь инстинктам — то есть на 180 градусов отвернувшись от интеллектуальных и духовных качеств, высших достижений человеческого разума, он точно так же выпадает из человеческого социума. И здесь «Муха» ничем не отличается от остальных работ Дэвида Кроненберга, в том числе и от его последующего фильма — «Намертво связанных», и даже от «Паука», в котором нет абсолютно ничего фантастического.
Недавние комментарии