bravocado

Дворовые игры.Ностальгия по детству

Сейчас все сетуют на нынешнее поколение, которое почти не гуляет и только рубится в видеоигры. В наше время не было видеоигр. Наверное, поэтому мы много гуляли 🙂 А вы помните, во что вы играли в детстве на улице?

1. Вышибалы (он же выбивной).

Для игры в вышибалу необходима достаточно просторная ровная площадка и мяч среднего размера.  Играть в нее можно компанией от трех человек, но гораздо интересней играть большой компанией. Тогда от мяча сложней увернуться, и особо хитрые могут прикрываться соседями.

«Вышибалы» (двое выбираются считалкой или добровольно) встают с двух сторон площадки, расстояние от одного до другого зависит от ширины площадки или просто от настроения. «Вышибаемые» встают в центре. Задача вышибающих: перебрасываясь мячом, попасть им в вышибаемых игроков. Те, в свою очередь, должны пытаться увернуться.

 

Игра Вышибалы

 

Игрок, которого вышибли, выбывает из игры (отходит в сторонку). Но его могут «спасти» его товарищи, если им удастся поймать мяч в руки. Ловить мяч можно только на лету, ни в коем случае не от земли. Кто поймал мяч от земли — выбывает. Если выбиты несколько человек, то игрок поймавший мяч, сам выбирает из них того, кому следует вернуться в игру. Когда в команде «вышибаемых» остается один игрок, то он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. В случае удачи вся его команда возвращается в игру, в противном случае команды меняются местами.

Вышибалы, дворовые игры
Вышибалы Вышибалы
Вышибалы, дворовые игры

 

Есть также несколько усложнений (вариаций) кидания мяча:
1. «Свечка».
Вышибала громко говорит «свечка» и кидает мяч высоко вверх. Тому из игроков, кто поймал мяч, дается дополнительная «жизнь». Игрок может поделиться жизнью с уже выбывшим игроком (поймавший мяч сам определяет, кого из команды ему выручить).
2. «Бомба».
Вышибала громко кричит «бомба» и кидает мяч высоко вверх. В этот момент все игроки в поле должны присесть на корточки. Если мяч упадет на игрока — он выбывает из игры. Передвигаться в момент падения мяча можно, но не вставая с корточек.
3. «Ручеек».
Вышибала громко кричит «ручеек» и катит мяч по земле посередине площадки. Пока мяч катится, все игроки должны успеть стать перед ним так, чтобы он прокатился между ногами. Кто не успел этого сделать — выбывает.
4. «Макароны».
Вышибала кричит «макароны» и кидает мяч как обычно. В этот момент все игроки обязаны «прилипнуть к месту» и двигаться «волнами», прижав руки к туловищу. В кого мяч попадет — тот выбывает. Тут важно, чтобы мяч бросался в момент объявления условия (нельзя объявить «макарончики», дождаться пока все прилипнут и потом кидать мяч, это нечестно).

2. Горячая картошка.

Все игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, отбивая его. Если кто-то из игроков мяч не отбил, он садится на корточки в центр круга («котел»). Игра продолжается.

Любой игрок по желанию может выручить «провинившихся». Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. «Освобожденный» (тот, кого коснулись мячом) вновь принимает участие в игре.

Сидящие внутри круга стараются поймать летящий мимо мяч. Важно — при этом нельзя вставать с корточек в полный рост, можно только пытаться подпрыгнуть, не вставая в полный рост. Если кому-то из игроков это удалось, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросавший мяч, занимает их место.

Для игроков помладше  — то же самое, но мяч можно не отбивать, а ловить в две руки и быстро (!!! — картошка же горячая, обожжемся !!!) перекидывать следующему игроку. Если кто-то замешкался — тоже идет в круг «провинившихся».

Игра Горячая Картошка

3. Светофор.

Выходя гулять во двор, каждый стремился надеть на себя что-нибудь разноцветное на тот случай, если будет решено играть в эту игру. На площадке отчерчивались две линии на расстоянии нескольких метров одна от другой. Это была дорога (как правило, существовала «универсальная» дорога для светофора, «тише едешь» и других игр).

Все игроки, кроме «светофора», выстраивались за одной из линий. «Светофор» караулил на «дороге».

 

Игра Светофор

 

Стоя спиной к игрокам, он называл какой-нибудь цвет. Если игрок мог отыскать «на себе» названный цвет (одежда, бант, заколка и т.п.), он брался за него рукой и спокойно переходил через «дорогу». Если же ничего подходящего не находилось, ему оставалось только быстро перебежать на другую сторону (не выбегая за пределы «дороги»). А «светофор» должен был ловить нарушителей. Тот, до кого он дотрагивался, сам становился «светофором».

Доходило до смешного — поиска розового пятнышка от сока на синей майке, доказывания друг другу, что этот цвет на самом деле «малиновый, а не красный», ну и так далее… )))

Есть еще разновидности этой игры:

Цветные стеночки

Это игра идеальна для школьных коридоров. Все правила остаются прежними, просто в качестве игрового поля используется часть коридора. Все становятся спиной к одной стене, «светофор» посреди коридора. «Светофор» загадывает цвет. Те, у кого он есть — касаются пальцем той части одежды, где он присутствует, и проходят спокойно к противоположной стене. Те, у кого нет — перебегают, стараясь остаться незалатанными. Тот, кого залатали — становился «светофором».

Музыкальный (песенный) светофор

Эта игра больше на сообразительность. Поле для игры остается прежним, игроки и «светофор» стоят на тех же местах. Разница в том, что теперь водящий загадывает не цвет, а букву. Задача игрока: вспомнить и пропеть строчки из песни, которые начинаются на загаданную букву. Естественно, начинаться на букву должен куплет либо припев, просто строчку из песни петь было нельзя. И точно так же — игрок, который не смог вспомнить песню, должен был перебежать на другую сторону и не попасться «светофору».

4. Классики.

Для игры понадобится нарисовать мелом на асфальте фигуру с квадратами.

Верхний полукруг называется «котел». Также нужно найти биту — это может быть камушек среднего размера, баночка из-под крема для обуви или конфет (в них для весу можно насыпать песок или землю).

Игроки намечают очередь (кто за кем). Дальше первый игрок кидает биту на первый квадрат и прыгает туда. Дальше есть два варианта этой игры:

Классики

Вариант 1. Обычный.

«Простые» классики. Прыгаем на одной ноге на 1, потом 2, потом сразу двумя ногами на 3-4, одной на 5, двумя на 6-7, одной на 8, двумя на 9-10, поворачиваемся на 180%, при этом оказываясь вновь двумя ногами на 9-10, и обратно тем же ходом.

Дальше кидаем на 2 квадрат (это — «второй класс») и снова прыгаем сначала. И так далее, кидая биту все дальше и дальше, но всегда начиная прыгать с первого квадрата. На «обратном пути» нужно наклониться и поднять свою биту (если в этот момент игрок стоит на одной ноге, нужно все равно наклониться — тут главное не потерять равновесие). Если не попадаем битой в нужный квадрат, происходит переход хода — прыгает следующий игрок. Выигрывает тот, кто первый «осилит» 10 (десятку). Если бита вдруг попадает в «котел», то сгорает один «класс» (надо будет кидать биту на 1 квадрат меньше, чем до этого «набрали»).

 

 

Классики

Вариант 2. Разнообразный.

Главное отличие этого варианта в том, что биту нужно «провести» по всем классам — от 1 до 10. Пройденным класс считается после того, как игрок дошел до 10 ячейки вместе с битой.

Суть игры: кидаем биту на квадрат с соответствующим «классом» и дальше выполняем по очереди задания («классы»):
Первый — обычный. Прыгаем или ходим как угодно, и перебрасываем биту на следующий квадрат при каждом шаге (прыжке).
Второй — кидаем биту на цифру «2» с закрытыми глазами. Дальше прыгаем и ходим как угодно, главное — дойти до 10 квадрата.
Третий — «кочерга». Прыгаем на правой ноге, «пиная» биту всегда влево на следующий квадрат. «Переменка» (возможность отдохнуть стоя на 2х ногах) — на 5м квадрате.
Четвертый — на левой ноге. Биту «пинаем» все время вправо. «Переменка» (возможность отдохнуть стоя на 2х ногах) — на 6м квадрате.
Пятый — прыгаем (не ходим, а именно прыгаем) и пинаем биту двумя ногами одновременно.
Шестой — прыгаем и перебрасываем биту через одну клетку (1-3-5-7-9).
Седьмой — нельзя смеяться. Все вокруг в это время пытаются насмешить.
Восьмой — можно кидать биту из пятого класса (квадрата).
Девятый — кидаем биту на «9» и прыгаем с закрытыми глазами.
и Десятый — ручеек (т.е. десять раз на одной ноге из первого — в десятый), биту при этом можно не трогать.

Обязательные условия:
— если бита не попала в нужный квадрат, переход хода.
— с битой в одном классе двумя ногами не стоять (исключение — пятый класс, который полностью прыгался на 2х ногах).
— если попал в «котел», сгорает целый класс — переход хода и дальше нужно начинать с предыдущего уровня.
— не топтаться, не передвигать биту, и на черточки не наступать!

5. Выше ноги от земли.
И прочие догонялки. Чтобы не осалили, нужно куда-нибудь запрыгнуть-повиснуть, т.е. чтобы ноги на земле не стояли.

6. Прятки.

Простая и увлекательная игра. Играли в любое время года и практически в любом месте (двор-дом-школа — где угодно).

Начинается игра с определения водящего. Для этого можно использовать любые считалочки, или вспомнить, кто в прошлый раз был проигравшим (он и водит). Водящий становится лицом к стене (дереву/столбу/забору) и начинает громко считать до 50. Когда счет закончился, кричит:

«Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать.
Кто не спрятался — я не виноват!»
Игра Прятки

Открывает глаза и идет искать спрятавшихся. Когда заметил кого-то — бежит обратно к той самой стене/дереву/столбу/забору, стучит и громко кричит: «Стук-стук за себя, пара-выра за себя». Собственно, задача водящего — всех «застукать», задача спрятавшихся — вовремя заметить что его нашли или что водящий отвлекся-отвернулся, и попытаться добежать к стене первым. Тот, кто успевает раньше водящего — считается «незастукаленным» и ждет пока найдут остальных. Кого «застукалили» первым — становится водящим в следующей игре.

Те, кого застукали раньше, иногда развлекались и помогали оставшимся в укрытиях, громко крича: «Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор» — это означает, что сейчас неудачный момент для того чтобы попытаться выскочить и «застукалиться».

Еще могли кричать: «Пила-пила, лети как стрела» — это означало, что вода ушел далеко в сторону и спрятавшийся может успеть «застукалиться», если прямо сейчас выбежит из укрытия.

Конечно же, иногда эти присказки наоборот мешали играть игрокам (некоторые специально кричали не то что нужно и «подставляли» ничего не подозревающих игроков в укрытиях). Иногда мешали и ведущему (перед началом игры прятавшиеся специально договоривались не слушать подсказки, а путать ими ведущего).

7. Казаки-разбойники.

Эдакая жгучая «смесь» пряток и салок.

Для игры нужно было собрать достаточно большую компанию (не меньше 6 человек, лучше гораздо больше). Дальше все по считалочке или договоренности делимся на две команды («казаки» — их может быть чуть меньше, и «разбойники»),  желательно выбрать заодно и атаманов. Все вместе договариваемся, в пределах какой площади можно прятаться и играть (двор, два двора, пара подъездов или вся улица). «Разбойники» совещаются и загадывают секретное слово (пароль-фразу).

Дальше «казаки» отходят в сторонку (так чтобы не видеть «разбойников» и их передвижения) — в идеале спрятаться в подъезде или за углом дома.

Разбойники в это время рисовали мелом на асфальте круг (обозначая «начало движения») и дальше от него стрелочки по направлению своего движения.
Казаки разбойники

Рисовать стрелочки можно было на асфальте, на стенах дома, на бордюрах, на деревьях, на скамейках, и куда еще руки дотянутся )) Как правило, сначала бежали и рисовали стрелочки все вместе, и в конце разбегались по разным закоулкам. Чем быстрей бежишь и рисуешь — тем больше шансов спрятаться так, чтобы не нашли. Для того чтобы запутать и усложнить игру «казакам», стрелочки ставились сразу в нескольких направлениях, еще «обманные» стрелки, стрелки на достаточно больших расстояниях или мелкие в слабозаметном месте. Время на прятанье «разбойников» оговаривалось заранее, но обычно было не меньше 15-20 минут («казаки» в это время развлекали себя другими играми и искали и обустраивали «темницу», куда приводили потом пойманных разбойников). Темницу тоже надо было обустроить — начертить или указать палками-камнями четкие границы, попытаться защитить ее максимально от посторонних глаз. При этом нельзя было ее устраивать в совершенно замкнутом укромном помещении — терялся весь «смак» игры.

Казаки-Разбойники

А после — самое интересное. «Казаки»  искали «разбойников», ориентируясь на нарисованные стрелочки (часть из них заводила в тупик). Когда «разбойника» находили, его нужно было для начала поймать (запятнать) — он имел право убегать от казаков. Если его запятнали, брали за рукав (или руку) — он уже не имел права сопротивляться, и вели к «темнице». Если по дороге по любым причинам казак выпустил руку разбойника — он считался свободным и мог убегать снова. Приведя одного пойманного разбойника в темницу, казак оставался его там сторожить. Разбойника можно было «пытать» (самый распространенный вид пыток — щекотка, вовсю использовались кидание насекомых в девчонок или выкручивание рук (в т.ч. «крапивница» мальчишкам). А уж если под рукой оказывалась настоящая крапива…..  Остальные в это время шли дальше искать. «Казаки» считались победителями, если они выведывали пароль, либо если отыскивали и доставляли в «тюрьму» всех разбойников.

Разбойники могли выручать друг друга — например, «нападать» на темницу, хватать охранника, и пока они его держат, пленные могли разбегаться. Казак, конечно, тут же звал на помощь (не всегда это ему удавалось, предусмотрительные разбойники старались вовремя прикрыть ему рот).

8. Резиночки.

Ни одна игра во дворе не пользовалась такой популярностью у девчонок и даже изредка у мальчишек, как резиночка. Прыгали день напролет в любом удобном и не очень месте — школьные коридоры во время переменок, площадки во дворе, любой более-менее ровный участок земли, асфальта, квартиры.

Конечно, большой проблемой было достать эту самую заветную резиночку — в магазине не так-то просто было ее найти. Поэтому были и «ветеранские» резиночки — жутко растянутые или все в узелках, и резиночки, полностью связанные из разных кусочков-остатков… И конечно весь двор мечтал о новой длинной резинке. Если кто-то становился счастливым обладателем таковой — во дворе не было отбоя от желающих прыгать.

Для игры нужно 3-4 участника и та самая резиночка длиной не меньше 4 метров.

Можно было играть и вдвоем и даже одному (в этом случае резинка обычно разрезалась и одним или двумя из участников, держащих резиночку, становилось дерево или столб). Можно было играть и компанией больше 4 человек, но в таком случае кому-то придется ждать.

Правила игры в резиночку:

Два игрока становятся «в резиночку». Один игрок прыгает (выполняет ряд упражнений) — по очереди на всех уровнях. У нас обычно каждое упражнение выполнялось на всех уровнях по очереди, после чего переходили на следующее упражнение и начинали его прыгать с 1 уровня — так игра была разнообразнее.  Иногда прыгалось по-другому — все упражнения сразу выполнялись сначала на 1, затем на 2,3 и так далее уровнях. На 5-6-7 уровнях сложные упражнения отменялись (об этом напишу ниже).

Если игра идет втроем: как только прыгающий ошибается  (сбивается, цепляется за резинку, наступает на резинку и т.п.) — он становится «в резиночку», и следующий игрок начинает прыгать. Продолжают прыгать всегда с того места, где сбились. Если игра идет вчетвером: когда игрок сбился, его может выручить партнер по команде. Когда и он сбивается, пары меняются местами (сбившаяся команда становится «в резиночку»). Продолжают прыгать команды всегда с того места, где они в последний раз сбились.

Уровни игры в резиночку:

— первые — когда резиночка находится на уровне щиколоток держащих
— вторые — резиночка на уровне колен
— третьи — резинка на уровне бедер («под попой»)
— четвертые — резинка на уровне пояса
— пятые — резинка на уровне груди
— шестые — резинка на уровне шеи
— и даже седьмые — резинка держалась руками на уровне ушей.

Список выполняемых упражнений:

так как словами объяснять это очень сложно, в ближайшее время вывешу наглядное пособие (фотографии) по всем упражнениям

При кажущейся простоте этих движений, их сложно выполнять на второй, а тем более на третьей позиции.

 

Простые
Прыгаем: ноги с двух сторон от одной резиночки, подпрыгиваем, ноги с двух сторон от другой, выпрыгиваем с другой стороны резиночки

1.1. 0.2. 0.4. 4.4.

Бегунчики (пешеходы, рельсы)
Подпрыгиваем, наступаем одновременно — по одной ноге на одну «резиночку», подпрыгиваем, меняем ноги местами — так 4 раза (можно приговаривать «пе-ше-хо-ды»), выпрыгиваем с другой стороны резиночки

1.1. 1.2. 1.3. 1.2.
Ступеньки
Прыгаем двумя ногами (вместе) — подпрыгиваем, зацепляем одну резинку, наступая на другую, потом одним прыжком освобождаемся от резинки и выпрыгиваем с другой стороны
1.1. 2.2. 2.3.
Бантик
Правая нога снизу первой резинки, левая сверху. Прыгаем на вторую резинку так, чтобы получился бантик (правая сверху, левая снизу). Одним прыжком освобождаемся от резинки и выпрыгиваем с другой стороны
1.1. 3.2. 3.3. 2.3.
Конфета (конвертик)
Прыгаем двумя ногами сразу за вторую резинку, зацепив первую (получаем перекрест, внутри которого стоим), подпрыгиваем и наступаем на обе резинки двумя ногами, выпгрыгиваем из резинки
1.1. 4.2. 4.3. 4.4.
Кораблик
Начинаем как в конвертике — запрыгиваем внутрь двумя ногами, подпрыгиваем и приземляемся так, чтобы обе ноги оказались «снаружи» резинки, перекрещиваем в одну и в другую сторону, выпрыгиваем из резинки
1.1. 4.2. 5.3. 5.4.
5.5. 5.3. 4.4.
Платочек
Цепляем одну резиночку одной ногой, переносим ее за вторую (получается конвертик, но одной ногой), подпрыгиваем и поворачиваемся на 1800, не отпуская резиночку, дальше прыгаем — освобождаемся от резинки и приземляемся так, чтобы ноги были с двух сторон от первой резиночки
1.1. 6.2. 6.3. 0.2.

9.Квадрат

Игра с мячом для 4 игроков. Для игры нужна ровная площадка, на которой рисуется нехитрая схема (в нашем дворе ее рисовали даже краской, потому что играли в игру много и часто, иногда даже «очередь на площадку» образовывалась).

Дворовая игра Квадрат

Сначала договаривались, до какого количества очков играют (обычно это было — 20). Каждый игрок становился в свою четверть квадрата. Сначала мяч просто бросали в центр (небольшой квадрат или ромб посредине). На чью сторону мяч из центра укатился — тому и начинать. Ведущий кидал мяч по диагонали так, чтобы он ударился в «свою» четверть квадрата и отскочил в «чужую». Игрок должен был отбить мяч после одного касания о землю в его четверти (принцип — а-ля «теннис»). Отбивать мяч нужно ногами, коленом, головой — руками трогать нельзя.

Если мяч не попадает в четверть противника — игроку-подающему засчитывается 1 очко («аут»). Если мяч ударяется о четверть противника более 1 раза — принимающему засчитывается очко. Если мяч после отбивания его попадал за пределы площадки — отбивающему засчитывался «аут».

Мяч можно было не просто отбивать сразу на чужое поле, а понабивать ногой-коленом любое количество раз. Причем если мяч в этом случае уходил за пределы площадки, но не касался земли — игра продолжалась сколь угодно долго.

После набора хотя бы одним игроком 5 очков (а потом 10 и 15) игроки менялись четвертинками Квадрата, чтобы никто не привыкал к своему «месту». Игра считается оконченной, когда хотя бы один игрок набрал 20 очков. Тот, кто в этот момент набрал меньше всех очков, считается победителем.

 

Поделиться

1 комментарий к записи “Дворовые игры.Ностальгия по детству”

Оставить комментарий