Секретные материалы X-Files.Малдер и Скалли
Секретные материалы X-Files.Малдер и Скалли

Секретные материалы X-Files

Крис Картер до того как стать постановщиком и сценаристом, проработал редактором в нескольких журналах («Сер- финг» и др.), посвященных сер- фингу (поэтому о нем ходит шутка, что он «умеет держаться на волне»). Затем он писал несколько лет сценарии семейных шоу и сериалов в телекомпании Уолта Диснея; работал на NBC.

В 1992 году он заключает контракт с телекомпанией «20-й век Фокс». Можно смело сказать, что он пришел сюда для осуществления своей мечты, которую он вынашивал последнее время. Картер, поклонник фантастических сериалов, остро чувствовал дефицит новенького в этой необъятной области паранормального на телевидение. Он рискнул создать нечто новое, совершенно необычное и революционное в жанре телесериала. И недаром в поисках интересных сюжетов Картер просматривал в архивах кучу научной, научно-популярной литературы и просто бульварные газеты. Особенно его интересовала проблема похищений людей инопланетянами.
Дэвид Духовны, в одном из своих интервью, замечает, что «идея «Секретных материалов X-Files» появилась после того, как Крис прочитал в какой-то газете, что три процента американцев верят, что были похищены когда-то пришельцами». Толчком для создания сериала послужил и Розуэльский инцидент — крушение летающей тарелки близ города Розуэлл, штат Нью-Мексико, в 1947 году.

Определив приблизительный жанр и тему картины, Картеру осталось создать «портреты» главных героев сериала X-Files. На помощь ему пришел успех фильма «Молчание ягнят»,где странное дело расследовала агент ФБР. И он с радостью берет эту идею, ведьСекретные материалы X-Files кому еще как не агенту ФБР заниматься расследованием паранормальных явлений? Лучше — двум агентам, мужчине и женщине. Он — верящий во все необъяснимое, она — здравомыслящая и не разделяющая его взгляды. И уже в начале 90-х Картер сообщает президенту студии «Фокс» о своем проекте. Он надеялся, что его детище поставят в эфирное время (prime-time), которое компания закрепила за комедиями и боевиками. Крис даже разбавил основную тему НЛО всеми существующими необъяснимыми явлениями, легендами, мифами…

Весной 1993 года «20й век Фокс» рассматривал 37 новых проектов, претендовавших на эфирное время. В основном это были комедии и драмы и две абсолютно новые идеи: телевестерн «Приключения Бриско Каунти-младшего» и научно-фантастический сериал «The X-files» (в русском переводе — «Секретные материалы X-Files»). И, конечно, компания, боясь неоправданного риска, не решилась запустить в prime-time совершенно новый жанр среди комедий и обычных сериалов. Лучше выбрать давно проверенный и оцененный критиками и зрителями телевестерн (стоит упомянуть, что уже тогда вестерны вышли из моды). И «Фокс» так и поступает, о чем вскоре жалеет.

История успеха X-Files

Первоначальный рейтинг «Секретные материалы X-files«, показ которого начался в сентябре 1993 года побил все рекорды в рейтинге популярности. Аудитория стала расти как снежный ком; появились армии фанатов, окрестивших себя X-files; стали появляться в Интернете тысячи сайтов, посвященных сериалу и актерам. Первый сезон закончился на пике рейтинга, а новый начался с еще более широким завоеванием аудитории и в середине 2 сезона был отмечен рекорд- рейтинг достиг индекса 11,3, что соответствовало 10,8 телевизорам (это, заметьте, только в США!). И «Фокс» переносит сериал с пятницы на воскресенье.

Секретные материалы X-FilesИнтересно отметить и оценки критиков. Начав с ничего не говорящих, совершенно обычных рекламных заявлений типа «сериал ожидает быть интересным», уже в ноябре 1993 года критики по-настоящему его оценили и уже не просто советовали, а уверяли смотреть это уникальное зрелище, которое «становиться все лучше. Все оригинальнее. И все страшнее». Влиятельный журнал Entertainment Weekly предрекал сериалу полный провал («этот сериал — провальный»). Однако уже перед 2 сезоном журнал вынес афишу на обложку. В оценке сошлись и широкая публика, и высоколобые критики. И «Секретным материалам» предсказывают такую же долгую жизнь на телеэкранах, как у «Звездного пути».

Когда Крис Картер договаривался с компанией «Фокс» о запуске сериала, он рассчитывал сделать не более 50 серий. Однако высочайший рейтинг сериала у телезрителей всего мира изменил первоначальные планы Картера. Почему же сериал стал таким популярным и культовым?
Дело не только в замечательном актерском дуэте, но и в том, что сам сериал представляет собой нечто новое, необычное по своей идее и динамике. Встает вопрос: чем же сериал отличается от других?
Во-первых, Картер категорически отказался вводить любовную линию главных героев, не желая вызвать ассоциаций с «Агентством «Лунный свет». Отношения федеральных агентов Фокса Малдера и Даны Скалли должны были становиться все более дружескими, но оставаться сугубо профессиональными (в своем интервью Картер утверждал, что «с каждой серией их отношения усложняются, постепенно превращаясь в смесь профессионального соперничества и взаимного влечения, обостряемого необычностью их задач и вынужденной близостью в ходе работы»).
Во-вторых, проект начал разрабатываться в период моды на «подлинность» в духе инсценированной документалистики («Спасение 911»). У Картера же, в отличие от «Спасения», речь шла о вещах сверхъестественных, о паранормальных явлениях.
И, в-третьих, жанр сериала состоял из «нескольких частей»: научная фантастика, криминальная история, политический детектив, психологическая драма с элементами комедии и экшн.
Ну и, конечно же, самое важное отличие сериала — каждый эпизод не имеет логического финала (т.е. «кончается ничем», эпизод получается незавершенным), да еще в финале, по представлению американцев, всегда должно побеждать Добро, чего в «Секретные материалы X-files» не предусматривалось.

Темы Секретный материалов X-Files

Секретные материалы X-Files

Картер в своем сериале затрагивает кучу любопытных тем. Это и клонирование (создание генетических двойников, 1х10, 2х16, 2х17), и телекинез (перемещение предметов (и изменение форм предметов) усилием мысли/воли, 3х13), и внушение (прививание и внедрение в мозг чужого человека эмоций, образов, идей, 3х17, 5х08), и телепатия (чтение чужих мыслей (возможно посредством образов), 5х20, 6х01), и слепые пятна в глазу (место выхода из сетчатки глаза зрительного нерва, лишенного рецепторов, 4х16), и призраки (духи из потустороннего мира, астральные создания, 4х22), и чудотворцы (люди (и не только люди!), исцеляющие людей не используя медицинские средства. Например, исцеление людей наложением руки, 1х17, 3х24), и создание искусственного интеллекта, и полтергейст (деятельность астральных тел, 1х05, 1х21), и ясновидящие (люди, наделенные даром видеть будущее или прошлое, 3х04, 6х09), и многое другое…
Но основная тема сериала — проблема существования внеземной жизни, реальный факт, о котором умалчивает земное правительство (американское, японское, русское и др.), проводящее «политику отрицания», уничтожая при этом любые доказательства внеземной активности.

Главные герои телебестселлера — агенты ФБР Малдер и Скалли, работающие в отделе «Секретные материалы», постоянно гонятся за недостижимой и вечноускользающей Истиной, в раскрытии которой явно не заинтересовано американское правительство.

Секретные материалы X-FilesСоздавая такой грандиозный и сложный сериал-эпопею, Крис Картер пытался снизить бюджет, выполняя сразу несколько обязанностей (сценарий, продюсер, режиссер, монтажер). В итоге 1 эпизод обходится в $1-2 млн.
Каков же процесс, которым так умело руководит Картер?
Утро начинается с летучки сценаристов. Автор эпизода излагает свой сюжет на доске, указывая на ключевые моменты. Присутствующие атакуют автора вопросами, чтобы ни один нюанс не остался не проясненным. Далее начинается телеконференция между Ванкувером и Лос-Анджелесом, где обсуждают такие вопросы, как необходимое количество статистов для съемки, выбор натуры. В 11 часов — производственное совещание, на которое собирается вся группа, и где погоняют все детали. Все спецэффекты создаются на компьютере Macintosh Powerbook, а реквизит (впрочем, как и исполнители второстепенных персонажей) используются максимально. И уже после составления полного отредактированного сценария, начинаются съемки, длящиеся в основном неделю. Съемочный день длится 12-14 часов с небольшими перерывами. Один сезон снимается в период с сентября (или чуть позже) по май и транслируется с октября-ноября по май на ТВ.
В итоге получается очередная серия суперсериала «Секретные материалы». Очередная борьба спецагентов со Злом, и очередные поиски Истины, которая остается всегда где-то там…

Поделиться

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *